Дипломы на заказ, курсовые и рефераты на заказ
Заказываем
Заказать эссе
Заказать ответы на билеты
Заказать отчет по практике

Меню
Главная
О Компании
Прайс-лист
Гарантии
Способы оплаты
Вакансии
Контакты

Библиотека
Статьи и публикации
Отзывы
Готовые работы
return_links(2); ?>

Искусство правильного конспектирования


Копирование материалов сайта без уведомления администрации сайта запрещено.

Мы истинно свободны, когда сохранили
способность рассуждать
самостоятельно, когда необходимость
не заставляет нас защищать
навязанные и, в некотором роде,
предписанные нам мнения.

Цицерон

Заметим, что в современном русском языке достаточно много исконных и заимствованных слов, состоящих из двух корней, первым из которых является "кон". Это: контекст, конспект, конвент, константа, конвейер, конверт, концепция и т. д. Здесь "кон" несет смыслы сжатия, сближения, средоточия чего-то в чем-то. В русском языке "кон" означал начало, предел, сужение пространства действе. Не зря в словарях нет разночтений. Почти везде конспект определяется как краткое изложение, запись какого-либо содержания, лекции, речи и др. Чтобы записать конспект, нужен, как минимум, источник информации. Конспект есть его вторичное предъявление, как бы второе рождение, но в ином виде - свернутом, сжатом. Это напоминает сепарирование молока, когда из него отделяются сливки.
Конспект нужен для того, чтобы:
1) научиться перерабатывать любую информацию, придавая ей иной вид, тип, форму;
2) выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения определенной учебной или научной задачи;
3) создать модель проблемы (понятийную или структурную);
4) упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
5) накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги;
6) обеспечить многократное обращение к нему в случае надобности, его многоразовое использование.
Конспект - это не просто краткое изложение первичного текста, а изложение, имеющее адресный характер, пригодное для личного пользования, упражняющее в способах переработки информации и используемое для выполнения более сложных видов работы. Вот почему конспекты хранятся, перечитываются, дополняются. Они нередко заменяют книги и всегда обогащают личную библиотеку.
Конспектируя любой источник, мы имеем дело, прежде всего, с его содержанием, то есть с информацией и способами ее подачи автором. Содержание - это тема, это то, о чем идет речь, что составляет предмет рассказа или текста. Содержание имеет свою структуру. В него входят: знания, навыки, умения, отношения, творческая деятельность. Гуманитарный или технический тексты содержат эти же компоненты.
В свою очередь, знание имеет языковую форму и включает в себя: понятия, категории, законы, принципы, закономерности, факты, даты, атрибуты, события, символы, идеи, проблемы, статистику, концепции, гипотезы, теории и т. д.
В любом тексте, выступлении или доклада мы обнаружим эти компоненты. Из них состоит научное содержание. Все другие слова, входящие в содержание, являются обыденными, бытовыми, ненаучными. Конспектируя, мы имеем дело с научным текстом.
Первая операция, которой следует овладеть конспектирующему, - это структурирование языкового текста, то есть выделение в нем имеющихся компонентов. У каждого текста - свой набор. Конспектируя любой текст, обучающийся оценивает его либо как теоретический, либо как эмпирический: в зависимости от присутствия тех или иных компонентов знания.
Теоретический текст наполнен точно используемыми категориями, законами, принципами, символами, концепциями, гипотезами, то есть формами высокой степени обобщенности, свернутости знаний.
В эмпирическом же тексте будет больше фактов, событий, статистики, дат, то есть более конкретных языковых форм предъявления знаний, выполняющих функцию иллюстрации.
Когда же мы говорим об умениях как компоненте содержания, то и здесь картина разная. В теоретическом тексте больше анализа роли фактов, событий, законов, их функций, связей и отношений. В эмпирическом тексте чаще присутствует констатация, описание с элементами прямого сравнения с себе подобными. Интересно, что в первом случае авторы чаще используют дедуктивный метод подачи материала, во втором, эмпирическом, случае чаще прибегают к индуктивному изложению.
В содержание текста также входят отношения, в смысле оценки достоинств и недостатков знаний, раскрывающих тему. В тексте это выливается в оценку используемых компонентов знаний-категорий, законов, фактов и т. д. При конспектировании следует выделять их и при необходимости фиксировать.
Таким образом, чтобы конспектировать содержание, надо знать его структуру, уметь выделять компоненты, в целом определять тип содержания и его возможности. Представьте себе: читающий или слушающий не чувствует текста, не квалифицирует его, не просматривает, как на рентгене. При конспектировании он его легко исказит: теорию превратит в практику, не заметит главного, нарушит логику доказательств и т. д.
Условий, определяющих изначально качество конспекта, достаточно много. Часть из них - внешние по отношению к конспектирующему. К таким факторам мы относим, прежде всего, характер текста. Есть работы, почти не поддающиеся свертыванию информации. Это могут быть работы просто плохо написанные, с нарушением логики, мало понятными оборотами речи. Трудно конспектируются и без того сжатые тексты реферативного характера, а также работы "чистых" типов: либо глубоко теоретические, либо крайне эмпирические, фактологические, описательные. Условием успеха является наличие оргтехники: цветных карандашей (фломастеров), линейки и сегодня - компьютера.
Внутренних, человеческих факторов значительно больше. Это знание темы, степень владения языком ее изложения; четкое представление о том, зачем, кроме чтения собственной книги и прослушивания лекции, нужен еще и конспект, где он будет использоваться; предположение о сроках востребованности конспекта и, следовательно, продолжительности хранения; владение техникой конспектирования.

стр. 1 | стр. 2 | стр. 3

Rambler's Top100